22
декабря в ДНТТМ состоялась третья ступень
коммуникативно-герменевтического
тренинга для 7 классов. Руководители: Алексеева Л.Н., Ковалева Н.Б.
Игротехники: Ф.П. Волков, А.В.Жилинская, Ф.А.Ковалев, Г.В.Чернухин (НИИСРОО).
Участники: ученики 7 классов ГБОУ СОШ 185, 756, 1250, 1314, гимназии 1595.
«Великая держава» – это страна, которая имеет образ своего будущего, образ будущего мира и схему соотношения себя и этого мира» - сказал недавно один из известных политологов. Как и за счет чего Россия может вернуть себе образ великой державы и реально ею стать? Этот вопрос обсуждают ученые, политики, писатели, социологи, культурные деятели, и именно этот вопрос стал одним из центральных на нашем тренинге. Группа «Образование» попыталась разобраться с проблемой того, какие вузы нужны России, какие критерии должны быть введены в оценку рейтинга эффективности вуза, чтобы реально повысить качество знаний и профессиональную компетентность студентов. В качестве одного из критериев ребята предложили развитие коммуникативной компетенции студентов, основанной на способности понимания. Прямо по притче Пауло Коэльо, в которой мудрейший, отвечая на вопрос, какой орган наиболее важен для человека – сказал: «Все органы важны для жизни. Тем не менее, самым важным является канал, который соединяет слух с речью. Если этот канал поврежден, человек начинает говорить о том, чего он не слышал. И таким образом, не только тело умирает, но и душа обрекается на муки навсегда». Во второй части доклада ребята предложили модель территориального устройства образования, на основе модели Павла Флоренского, ратовавшего за «расселение больших городских центров [...] и в особенности это относится к учебным заведениям, которым надлежит быть в мелких городках, в бывших усадьбах, среди природы». Группа «Литература» развернула мысль о том, что причина кризиса искусства в том, что его содержание и форма полностью определяются спросом и вкусами массового читателя. В результате, литература стремительно вырождается в индустрию развлечений. Ребята показали порочность данной ситуации через метафору «Морга» Р.-М.Рильке: когда уже мертвое тело литературы прихорашивается в угоду «зевакам», что сути дела не меняет, и тело остается мертвым. В качестве проектной идеи развития литературы, подростки предложили модель освоения великих образцов искусства на основе понимания их идейного и образного потенциала в ответ на вызовы современности. Только так, с их точки зрения, и можно взрастить новую общность культурных людей России. Группа «Образование» поддержала ребят, отметив, что необходимо продумывать программы более качественного изучения высоких образцов искусства в школе. Группа «Политики» задалась вопросом о том, что произойдет с Россией, если в результате разработки сланцевой нефти и жидкого газа в Америке и других странах российская нефть больше не будет пользоваться большим спросом? Ребята пришли к выводу, что для предотвращения катастрофы, необходимо уже сейчас перестроить образование так, чтобы у нас появились новые технологии разработки нефти и газа. В процессе общего заседания перед учащимися были поставлены новые вопросы, задающие перспективу дальнейшей разработки проектных идей на следующих ступенях тренинга. |
Новости >