СМИ о нас‎ > ‎

2011.07.26. «Учебный год»: радиопередача о Международной исследовательской школе Радиостанция: «Радио России»

Эфир: 26.07.11 на "Радио России"

 

Здравствуйте!

У микрофона Анна Киселева.

Международная летняя исследовательская школа провела свои занятия в четвертый раз в подмосковном Звенигороде. Там старшеклассники из разных городов России зарубежыных стран занимались совместными исследованиями по биологии, астронономи и другим наукам.

Общие знания помогли добиться наилучших результатов как и во взрослых научных интернациональных коллективах. Репортаж о работе Международной исследовательской школы вы услышите в сегодняшнем выпуске передачи «Учебный год».

Летнюю школу для подростков, интересующихся наукой, в четвертый раз организует Московский Дворец детского и юношеского творчества на Воробьевых горах совместно с Движением творческих педагогов под названием «Исследователь».

В конце июня в пансионат под Звенигородом съехались более ста делегатов из разных городов России, и так же из Мексики, Таиланда, Колумбии, Ирана, Турции и Норвегии. Школьники заранее распределились по группам в соответствии с научными интересами и в течение 10 дней проводили исследования при поддержке взрослых руководителей – тьюторов. Полученные результаты представляли на суд коллег и экспертов во время заключительной конференции.

«Наше исследование называлось «Фото и психология», - рассказывают подростки. -Мы видим мир с разных исходных точек и хотели выяснить, как влияет композиция картинки на восприятие».

Ребята проводили опросы, чтобы выяснить зависимость восприятия от количества предметов на картинке, их четкости и цвета. Процесс совместного исследования – обязательное условие при подготовке проекта.

В другой группе – по молекулярной биологии – изучали свойства клеток различных растений. Одним из руководителей-тьюторов этой группы была Гульнуш Махджуб из Тегерана. Два года назад Гульнуш приезжала сюда в качестве школьницы, а сегодня уже как руководитель проекта.

Гульнуш Махджуб: В нашем проекте основной задачей было изучение свойств растительных пигментов, различие пигментов между различными видами растений, цветов, листьев. Также нами была открыта способность пигментов быть использованными в качестве pH-индикаторов. Мы получили навыки в хромотографии. Я самый молодой тьютор на этой школе и поэтому получила довольно-таки много знаний как в области науки, так в области коммуникации и межнационального обмена опытом.

Радио России: Будущая профессия ваша связана как-то с биологией? Это один из ваших профессиональных шагов – участие в этой конференции?

Гульнуш Махджуб: В ближайшее время я постараюсь поступить в университет, чтобы изучить медицину, скорее всего, это будет в Англии. И сюда я приехала именно для того, чтобы получить некие новые навыки, в том числе и в обучении, поскольку это будет весьма необходимым мне в будущем.

Получается, что летняя Школа в Звенигороде дает возможности для роста не только старшеклассникам, но также их руководителям-тьюторам из числа молодых ученых.

 С этим согласен Франциск Рубен из Мексики. В его стране уделяют большое внимание научно-техническому творчеству детей. Франциск увлекался исследованиями по биологии с детства, а в Звенигород приехал в качестве руководителя проекта по фармакогнозии.

Франциск Рубен: Фармакогнозия – наука об изучении лекарственных растений и дальнейшем использовании этих растений в медицине, косметологии и прочих областях. Мы работали с кофейными зернами для того, чтобы экстракировать кофеин, и вообще работа заключалась в экстракции каких-то биологическиактивных веществ. Удалось экстракировать флаваноиды, пигменты. План работы представлял собой, во-первых, поиск растений, во-вторых, экстракцию. Экстракцию проводили с помощью раствора, состоящего из воды, этанола и метанола. Затем необходимо было идентифицировать полученные вещества. Идентификацию проводили с помощью серной кислоты. По изменению цвета судили о полученном экстракте. Все это было здесь, в лаборатории на втором этаже. Мы – трое тьюторов из Мексики – Франциск, Нефтали и Оливия, а студенческая группа – две девочки из России и одна девочка из Ирана. Общение, конечно, на английском языке, и первые несколько дней это было проблемой, но с каждым днем становилось все лучше и лучше. И теперь это не составляет никакого труда.

Интернациональный коллектив летней Школы удалось создать благодаря сотрудничеству с Международным движением содействия научно-техническому творчеству молодежи, сокращенно – Милсет. В нем участвуют наше, отечественное Движение творческих педагогов под названием «Исследователь». Его председатель – организатор Летней школы Александр Леонтович – поясняет, что на исследование в Звенигород приехали одаренные ребята, признанные лучшими на конкурсах в своих регионах или в своих странах.

Александр Леонтович: К нам на школу собираются самые образованные, наиболее перспективные ребята. Победители и национальных, и региональных конкурсов и конференций. И, наверное, залог устойчивого развития, конструктивного взаимодействия в мире в будущем - это ситуация, когда ребята с школьного возраста знают друг друга…Может быть они будут министрами науки, министрами образования, руководителями ведущих научных центров через 30 лет. А они уже будут знать друг друга лично. И таким образом контакты любые будут гораздо легче. Для нас главное это не получение каких-то научных результатов, а главное, чтобы ребята погрузились в кухню научных исследований и поработали со сверстниками и коллегами, которые профессионально этим занимаются. Из разных стран мира. Что очень важно, что наши, российские ребята, знакомясь с представителями других стран, ощущают, что, в общем-то, научно-техническое творчество, занятия наукой, занятие интеллектуальным трудом в разных странах мира оказываются очень престижными. Гораздо более престижными, чем у нас в стране. Поэтому у них тоже происходит какая-то переориентация на то, что интеллектуальный труд – это перспективное направление будущей профессиональной деятельности.

На летнюю школу прислали свои делегации семь региональных отделений российского Движения «Исследователь». Брянск, Набережные Челны, Йошкар-Ола, - от каждого города приехали три старшеклассника в сопровождении учителя.

Делегацию из села Кожевниково Томской области привезла Галина Битенекова – учитель английского языка из средней школы № 2. Она рассказала, что ежегодно школа проводит региональную исследовательскую конференцию. Активные ее участницы и приехали в Звенигород.

Галина Битенекова: Из моей школы, где я работаю – школа № 2 – Кристина Газоян, она закончила только 8 класс. И она работает сейчас в секции «Лингвистика». Они создают новый язык. Сегодня они делают презентацию: словарь, правила все – грамматические, лексические…Девочка из школы № 1 (у нас две школы в Кожевниково). Работает она в проекте «Химия».  И одна девочка из лицея при политехническом университете. Она закончила 10 класс, и она работает в проекте «Акустика».

Радио России: Был ли какой-то конкурс внутренний в школах – кто поедет?

Галина Битенекова: Было такое правило номер один – это языком владеть все-таки нужно, поскольку рабочий язык здесь английский, и еще нужно было быть мотивированным, интересующимся ребенком. Чтобы поехали дети, которые смогли здесь работать и общаться.

Радио России: Хорошо, что вы учитель английского языка. Вы им помогли с языком, если что? Нужно было помогать?

Галина Битенекова: Я им помогала, конечно, во-первых, мне самой это очень интересно. У нас здесь проходила группа для учителей. Здесь 16 делегаций. То есть 16 руководителей групп. У нас постоянно идет работа. Мы посещали проекты, где работают наши дети, не по одному разу. Потом мы обменивались мнениями, приходили к общему заключению. Очень много узнала я здесь: как исследование делается, какие педагогические подходы, и, конечно, в плане языка. У нас, как вы понимаете, в селе нет зарубежных делегаций, а здесь, конечно, замечательная возможность: я просто подхожу, знакомлюсь, интересуюсь, конечно, прежде всего системой образования в той или иной стране. Дети подходят тоже спрашивают. Потому что здесь язык нужен. Я их настраиваю, не надо волноваться, преодолевайте свою стеснительность, подходите – общайтесь, потому что это польза.

Знание английского языка имело особое значение для группы школьников, которые готовили проект по лингвистике. Они увлечены языковыми тонкостями. Во время летней школы эти ребята, как вы слышали, изобретали новый язык: разбирались в словообразовании, связи слов в предложении. Десятиклассница Анна Зубова из московского лицея «На Донской» представила результаты проекта.

Анна Зубова: Мы создавали словарь, грамматические правила, фонетические правила для своего нового языка. Язык называется «йолос». У нас было семь вариантов названия, некоторые из них имели какой-то смысл, образованный из корней нашего языка. Некоторые – просто красивое сочетание букв. И выбрали так: сложили все бумажки в шапку и вытащили один. Это как раз один из тех вариантов, которые – бессмысленный набор звуков (смеется). На самом деле можно сказать, что не до конца разработали язык, потому что сложно за 10 дней всего лишь придумать все грамматические правила, все слова, которые можно употреблять. У нас в словаре 360 с чем-то слов. Но это мало для языка нормального. И у нас есть только начальные грамматические правила. Например, у нас пока еще нет правил сочетания частей сложного предложения. Нет правил сочетания распространенных слов. Например, когда переводили предложение, у меня появился вопрос: какое зависимое слово должно идти раньше – наречие или числительное? Это пока еще нуждается в разработке. Насколько я поняла, на следующей Международной школе группа будет разрабатывать до конца все это.

Радио России: Ты собираешься тоже приехать?

Анна Зубова: Я очень бы хотела, но я сейчас перешла в 11 класс. Если не совпадет с экзаменами, если у меня не будет никаких проблем, то я, конечно же, присоединюсь.

Радио России: Скажи, пожалуйста, а лингвистика будет твоей будущей профессией? Как ты думаешь?

Анна Зубова: Я лишь недавно определились, чем я буду заниматься в будущем, и это информатика. Я собираюсь заняться программированием, ну или чем-то связанным с этим.

Радио России: Там новые языки постоянно появляются. Ты разрабатываешь новый язык. Собственно говоря, тебе эти навыки пригодятся.

Анна Зубова: Да, но все равно программирование это математическое что-то, а лингвистика - это гуманитарное направление. Две разных сферы, хотя, у них есть общее. Мне кажется, что все, что ты изучаешь в жизни – оно как-то может помочь в любой сфере. Если ты приходишь в математику и ничего не знаешь про русский язык, про изучение иностранных языков, про литературу, то все равно у тебя меньше эрудиция хотя бы. Меньше знаний, которые могут пригодиться в самый неожиданный момент. Любые знания дополнительные – это все равно хорошо.

Лингвистика, биология, - научные интересы подростков находятся недалеко от переднего края науки. Робототехника – также из числа самых актуальных сегодня сфер деятельности. Группа по робототехнике во время летней школы объединила восемь подростков из России, Ирана и Мексики. Языкового барьера не было, говорит девятиклассник Александр Шамрай из Владивостока: на простом школьном английском объяснялись без особых усилий. Александр показывает результаты общего труда:

Александр Шамрай: Для начала мы делали самые простые роботы. Это робот-червь, который движется наподобие гусеницы, я могу даже показать, как он работает.

Радио России: Этот робот, действительно, работает по принципу червяка: подтягивает свое тело за передней парой колес?

Александр Шамрай: Колеса вращаются в одну сторону, за счет этого он так двигается интересно. Его собирала девушка из Брянска. Вот девушка из Ирана собирала эту чудную собачку – некое подобие искусственного интеллекта. Реагирует на звук очень хорошо.

Радио России: То есть там сенсор какой-то стоит?

Александр Шамрай: Да, вот эти глазки оранжевые – это сенсор. Он называется ультразвуковой. Он считает расстояние до цели. А вот эта кнопка хорошо реагирует на звук и отвечает на хлопки.

Радио России: Если эту собаку поставить вон там у стены и громко хлопнуть, то она к тебе прикатится?

Александр Шамрай: Да, она рассчитывает расстояние, ищет объект, который хлопнул, и туда едет.

Радио России: А остальные роботы, они какой принцип имеют?

Александр Шамрай: Например, есть робот, который проходит вот тот лабиринт. Он может двигаться в любых направлениях. Это один из наших проектных роботов. Все это делается на основе лего с использованием разных сенсоров и компьютерного программирования. Есть специальная программа для этого.

Радио России: Конструктор лего предполагает какую-то определенность, то есть сколько ты не собирай, вариантов мало. Или вариантов тут много для творчества?

Александр Шамрай: Вариантов тут очень много. Тут все эти компьютеры можно соединить в одну большую машину и построить какой-нибудь огромный проект. К примеру, недавно, рассказывали, как в Тюмени построили сортировщик деталей на заводе на основе лего-конструктора. Это такая очень серьезная вещь, и ею занимаются такие очень серьезные инженеры.

Радио России: Я знаю, что в наших школах сейчас есть такой предмет: на некоторых уроках технологии занимаются сборкой лего-роботов.

Александр Шамрай: Была такая президентская программа в свое время, когда каждая школа получала по несколько вот таких чудных коробочек. А это значит, что робототехника в России будет очень хорошо развиваться. Потому что это – самое начало.

Будущие программисты, робототехники, биологи, – путь в науку для них начинается уже в старших классах. Летняя исследовательская школа дала возможность поработать в привлекательной сфере и установить связи с зарубежными сверстниками. По статистике, около 80 процентов взрослых европейских ученых ежедневно вступают в контакт с зарубежными коллегами. Такая же практика есть у российских начинающих исследователей.

Сегодня мы рассказывали о Международной исследовательской школе, которая проходила под Звенигородом по инициативе Московского городского Дворце детского и юношеского творчества и Движения «Исследователь».

Подготовила передачу специальный корреспондент «Радио России» Анна Киселева.

До свидания!

Ć
РадиоРоссии.mp3
(14339k)
Инна Конрад,
29 мар. 2012 г., 8:34
Comments