Конференция в Пекине 20-24 октября 2011 г.

Делегация Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества в составе директора филиала - ДНТТМ - А.В. Леонтовича и педагога дополнительного образования Е.М. Ивановой посетила Пекин по приглашению Пекинского детского дворца (Beijin Сhildren's palace) 20-24 октября 2011 года в рамках программы развития обменов Пекинского дворца. В программе также приняли участие делегации Дворца школьников (Schoolchildren's palace) г. Пномпень (Корейская народно-демократическая республика), Ханойского детского Дворца (Children's palace), директора районных детских Дворцов Пекина (всего 18 районов) и представители городских Дворцов ряда крупнейших городов Китая (Шанхай, Тяньцзинь и др.).

Делегация посетила районный детский Дворец района Хайдянь, 19-ю школу, Пекинский детский дворец. В рамках программы обменов прошла двухдневная конференция, на которой были освещены проблемы развития внешкольного образования в Китае и других странах – участницах мероприятия; состоялись презентации концепций развития и инновационного опыта ведущих учреждений внешкольного образования Китая. Районные Дворцы творчества Пекина представили видеосообщения о практике своей работы. В ходе конференции А.В. Леонтович сделал доклад об истории и перспективах развития системы дополнительного образования в России и Москве, опыте работы МГДД(Ю)Т, а осветил проекты, реализуемые МГДД(Ю)Т в области научно-практического образования. Был подписан рамочный договор о сотрудничестве МГДД(Ю)Т и Пекинского дворца.

Российская делегация была принята с большим уважением, в ходе конференции подчеркивалось, что идея внешкольного образования зародилась именно в СССР и многими странами модель работы внешкольных учреждений в свое время была скопирована с советской.

Внешкольное образование в Китае пользуется особым вниманием правительства. Принята государственная программа развития внешкольного образования, определено его место в социальной системе как важнейшего ее элемента. Со слов руководителей Комитета образования Пекина сейчас в стране работает более 5 тыс. внешкольных учреждений, в ближайшее время (около 5 лет) планируется открыть еще 8 тыс. Особое внимание – коллективам в сельской местности, чтобы каждый ребенок мог посещать интересующий его коллектив поблизости от своей деревни.

Можно отметить хороший уровень технического оснащения всех внешкольных учреждений. Представляется, что на данном этапе Китай в основном решил проблему доступности образования в крупных городах (основная масса городских детей хорошо адаптируется в современном  глобальном мире, технически грамотна, мотивирована к продолжению образования). Теперь ставится задача поднять образовательный уровень сельской молодежи.

Радует, что в Китае сохраняются традиционные для нашего внешкольного образования целевые установки. Главное внимание уделяется развитию личности, умению действовать в коллективе, возбуждению и поддержанию (как разные задачи) мотивации к продуктивной деятельности и учебе; культурно-историческому образованию как средству поддержания национальной идентичности (например, чайная церемония как средство приобщения к национальной культуре), выработке способности отделять чуждые внешние влияния от традиционных установок; навыкам самообразования; развитию адекватной реакции на изменяющиеся внешние условия и вызовы, воспитание уважения к личности другого и др. При этом тема профориентации и предпрофессиональной подготовки практически не звучит; главный акцент делается именно на развитии базовых характеристик личности, которые необходимы человеку в жизни для его самореализации. На задний план ушла военно-патриотическая тематика: только в одном сообщении упоминалось о посещении детьми войсковой части.

Если раньше Дворцы занимались в основном художественным, спортивным, культурно-массовым направлениями, а научно-техническое творчество развивалось в специализированных учреждениях, то теперь в результате слияний создаются детские многопрофильные центры - такая модель, на взгляд китайцев, более эффективна.

В ходе программы мы посетили районный Дворец (Центр) детского творчества в районе Хайдянь. Он был открыт в 1957 году и недавно объединен с районным центром научно-технического творчества. Площадь помещений – 15 тыс. м. Дворец ориентирован на работу с детьми района, которых насчитывается около 200 тыс. чел. Имеется театр на 400 чел., конференц-зал на 200 чел., спортплощадка, научные лаборатории занимают площадь 1000 кв. м. Коллектив – около 80 штатных преподавателей, 50 работает по совместительству. Преподаватели приравнены к школьным учителям и получают такую же зарплату. Работает 30 тематических направлений; еженедельно Дворец посещает до 3 000 детей.

Также Дворец организует конкурсы, олимпиады, соревнования в области искусства, спорта, науки. Отдельно представлены досуговые программы во время каникул. Дворец имеет прекрасно оборудованные мастерские, поэтому некоторые школы проводят профильные занятия на его базе. В лабораторный блок нас не повели, сославшись на отсутствие ключей.

Руководство Дворца видит свою задачу в повышении мотивации детей к творчеству, развитии навыков деятельности в различных областях наук, искусств. При этом как таковые образовательные программы не выражены, занятия имеют модульную структуру: на них может придти каждый желающий (по предварительной записи). Занятия бесплатные, но необходимые расходные материалы оплачивают семьи. Видимо, уровень оплаты является вполне приемлемым.

Мы посетили 19-я школу Пекина. Школа открыта в 1916 году. В настоящий момент объединяет начальную, основную, старшую ступени. Общее количество учащихся – 3000 человек (в т. ч. около 50 – иностранцы, обучающиеся на коммерческой основе). Педагогов более 300 человек. В школе несколько современных корпусов, каждый из которых имеет свое название: «Героев», «Действие и знание» (лаборатории), «Учеба и знание» (учебные классы) и т. д. Старшая ступень – профильная, учащиеся должны выбрать один из профилей (изобразительное искусство, спорт, наука). Пропедевтические курсы можно проходить и в более младшем возрасте. В школе отдельный блок помещений занимает психологическая служба (в соответствии с регламентом психологический блок должен быть в каждой школе).

В 19-й школе разработана оригинальная концепция психологической службы, ею руководит специалист, имеющий научную степень. Опыт школы используется в других учреждениях, для этого проводятся консультации и курсы повышения квалификации. Есть оборудование для тренингов, психологической разгрузки, диагностики.

 На въезде в школу – лозунги: «Воспитаем исконный дух китайской нации» и «Заложим основу счастливой жизни человека». В школу может поступить каждый, только набор на старшую ступень – конкурсный. На основной и старшей ступенях взимается небольшая плата за обучение. Школа имеет знаменитых выпускников.

Второй день конференции прошел в Пекинском детском дворце. Он расположен на территории пекинского Императорского зимнего дворца XIV в. так называемого  «Запретного города», или «Гугуна», но не в самом дворцовом комплексе, а рядом с императорским садом Юйхуаюань. Небольшие помещения в классическом китайском стиле и подсобные павильоны вмещают учебные классы, спортивные залы, мастерские, а дворики и небольшие площади, соединенные переходами-улочками, создают необыкновенный колорит, погружающий детей в обстановку древней китайской культуры. Но Дворцу тесно в этих стенах, уже построено и в ближайшее время будет сдано новое современное здание. Здесь работает 56 творческих направлений; мы посетили занятия по традиционной каллиграфии, судо- и авиамоделированию, настольному теннису, ушу, изобразительному искусству. Дети принимали нас очень тепло, дарили картинки и поделки. Для участников конференции был организован концерт, на котором выступил духовой оркестр, танцевальные коллективы. Дворец эффективно сотрудничает с парком Юйхуаюань, его территория и персонал используется для проведения занятий и массовых акций.

Большой интерес у российской делегации вызвали сообщения руководителей учреждений внешкольного образования. Каждое учреждение имеет свое собственное «лицо», концепцию развития, приоритетные проекты. Заметна сильная теоретическая проработка подходов и методов работы в сфере внешкольного образования, в их формирование вовлечены ученые и руководители соответствующих направлений, работающие во дворцах творчества, имеют научные степени. Инновационная образовательная деятельность в Китае понимается как привнесение в традиционный порядок работы новых концептуальных подходов, форматов, требований к результатам, при этом преемственность имеет важнейшее значение.

Выступления директоров касались наиболее актуальных вопросов развития внешкольного образования в Китае. Так, отмечалась важность приобщения к национальным традициям через вовлечение в реальные дела: это и изучение традиционной культуры, исполнение национальных песен, освоение каллиграфии. Большое внимание уделяется вовлечению в общественные акции и мероприятия, через которое происходит эффективное воспитание и социализация. Это помощь представителям старшего поколения, экскурсии и посильная помощь работающим на предприятиях, политические акции. Докладчики рассказали о методах, направленных на личностное восприятие учениками значимых национальных событий (например, соотнесение запуска китайского космического корабля с перспективой стать космонавтом или инженером, строящим космические корабли); развитие мышления с помощью разных видов моделирования. Подчеркивалось значение массовых мероприятий для повышения мотивации детей к занятиям творчеством.

Недавно построенное здание Дворца науки и техники района Донждун имеет современное оборудование, объединенное в единую интерактивную систему.

Значительное место уделено информатизации, как на уровне творческих коллективов, так и на уровне управления системой. Реализуется проект «Голубое небо», в котором участвуют многие Дворцы. Его задача – формирование открытого образовательного сообщества на основе создания мощной интерактивной базы данных, включающей информацию об учреждениях и педагогах, учебные методики, дидактические материалы и др. Проект позволяет детям выбрать направление занятий, наиболее эффективно реализовать собственную активность; дает информацию по разным уровням образования (начальное, общее, профессиональное) – способствуя их интеграции. В рамках проекта открываются новые творческие коллективы в школах.

Отдельным направлением развития является разработка механизмов координации деятельности со школами, с которыми на уровне районов формируются совместные планы работы.

В городских уездах Миюнь, Яньцинь которые расположены на окраинах Пекина и имеют значительные природные массивы и сельское население, приоритетом пользуется экологическое образование, направленное на изучение взаимодействие компонентов экосистем, а также развитие практических навыков выращивания сельхозпродукции и ухода за животными. Например, проводится массовая акция по охране уток. В этих учреждениях раз в неделю проводятся дни открытых дверей, которые могут посетить все желающие; таким образом привлекаются дети из окрестных горных деревень.

Важное направление деятельности Дворцов в сельской местности (провинция Сычуань) – обеспечение доступности. Например, некоторые сотрудники Дворцов выезжают в деревни и проводят занятия на местах. Стоит задача - обеспечить образованием сельских детей, дать им те же возможности, что есть у городских детей. Специалисты внешкольных учреждений подбирают и координируют работу волонтеров, которые тоже выезжают в сельскую местность проводить занятия (чтения стихов, конкурсы написания писем, обучение танцам и т. д.), занимаются с безнадзорными детьми.

Работает ассоциация Дворцов Китая, объединяющая более 600 учреждений. В программе работы ассоциации – творческие обмены между разными городами Китая, методическая работа. Дворцы реализуют многочисленные международные обмены, в которых участвует более 60 стран (в т. ч. европейские). Это гастроли творческих коллективов, участие в неделях науки и техники и др.

Большое внимание уделяется обеспечению доступности внешкольного образования. Применяются дистанционные технологии. В докладах многих представителей дворцов творчества звучала тенденция: Дворец идет в школы, по месту жительства детей, активно предлагая занятия, организацию массовых мероприятий за пределами своих стен. В ряде учреждений созданы мобильные учебные комплексы (особенно часть это применяется в сельской местности).

Со слов представителя администрации Пекинского дворца, оплата педагогов формируется из двух частей. Первая часть (базовая) зависит от квалификации педагога. Вторая часть зависит от количества занимающихся детей, их достижений на соревнованиях, конференциях и конкурсах (как мы поняли – единственное показание результативности занятий). Также учитывается удовлетворенность детей: среди них проводятся специальные анкетирования, в ходе которых они оценивают своего педагога.

В последний день визита мы посетили Великую китайскую стену. Общая протяженность стены составляет более 10 тыс. км, ее строили в течение многих столетий разные китайские династии и зависимые от китайцев народы. В 40 км севернее Пекина образована особая заповедная зона, стена отреставрирована, создана туристская инфраструктура, музей, проводится лекторий. Музей имеет двойное подчинение: местной администрации и Комитету образования. Ведется серьезная просветительская работа: за последние годы музей посетило более 300 тыс. школьников. Для школьников уезда, на территории которого находится музей, посещение бесплатное, остальным предоставляются значительные скидки. 

В целом для нашей системы дополнительного образования может быть полезен следующий опыт Китая:

  • внятность государственной политики в отношении внешкольного образования, которая базируется на социальной и экономической политике в целом, а именно: определение целевых групп детского населения и задач внешкольного образования по их развитию и воспитанию; разработка методов и форм работы и материально-технического обеспечения каждого направления;
  • определение стимулирующих принципов оплаты труда педагогов внешкольного образования;
  • создание юридической и материальной схемы взаимодействия внешкольных учреждений образования со школами и колледжами;
  • разработка модульных программ, которые могут реализовываться в группах переменного состава, вплоть до разовых посещений – это позволит увеличить охват учащихся и повысить количество детей, мотивированных к регулярным занятиям.
Директор ДНТТМ МГДД(Ю)Т
А.В. Леонтович


Comments