2010 Байкал

Комплексная исследовательская экспедиция московских школьников «Байкал-2010», проходившая с 6 июля по 4 августа 2010 г. в Республике Бурятия и Иркутской области, явилась совместным проектом Департамента образования города Москвы, Южного окружного управления образования, Общероссийского общественного Движения творческих педагогов «Исследователь» и его Бурятского республиканского отделения; координаторами проекта явились Московский городской Дворец детского (юношеского) творчества (МГДД(Ю)Т) и Лицей №1553 «Лицей на Донской».

Экспедиция явилась очередным этапом реализации ряда целевых программ развития исследовательской деятельности – программы Городской экспериментальной площадки (ГЭП) «Разработка модели образовательного процесса на основе исследовательской деятельности учащихся», программы развития исследовательской деятельности учащихся Южного окружного управления Департамента образования города Москвы «Дети-исследователи», комплексной интегрирующей программы МГДД(Ю)Т «Развитие одаренности». В рамках этих программ проекту отводилась значимая роль в дальнейшей разработке банка методик организации полевой исследовательской работы со школьниками, развитии кооперации и сотрудничества между московскими образовательными учреждениями, реализации образовательных и воспитательных задач в работе с московскими школьниками в условиях летней оздоровительной кампании (в частности, на базе заповедников и национальных парков).

Экспедиция проводилась в соответствии со сквозной интегрированной образовательной программой дополнительного образования комплексной городской исследовательской экспедиции «Байкал-2010».

Цель программы: 

интеллектуально-творческое развитие, историко-патриотическое воспитание, оздоровительный отдых учащихся московских образовательных учреждений в условиях комплексной исследовательской экспедиции.

Задачи программы:

  • реализация исследовательских работ школьников в различных образовательных областях;

  • ознакомление с уникальным природным и культурно-историческим регионом России – Прибайкальем и Забайкальем;

  • укрепление здоровья в условиях проведения туристско-экскурсионных и физкультурно-оздоровительных мероприятий;

  • совершенствование методик организации исследовательской деятельности и воспитательной работы в условиях выездных мероприятий;

  • реализация личных контактов московских школьников со сверстниками из регионов при проведении совместных содержательных форм культурно-массовой работы.

 
 

Программа реализовывалась по следующим направлениям: естественнонаучной, эколого-биологической, научно-технической, военно-патриотической, культурологической, социально-экономической, физкультурно-спортивной.

Тематические разделы программы (образовательные подпрограммы): социокультурная психология и антропология; комплексное исследование деревни; комплексное исследование польской деревни; геология и минералогия; биогеохимия; химия; география; экология; химико-биологическое направление; социологические исследования; исследования с дошкольниками и младшими школьниками.

Общий объем программы – 144 часа (в т. ч. 28 часов в Москве, 24 часа в поезде, 92 часа непосредственно в экспедиции).

В экспедиции приняло участие около 300 человек, организованных в 12 тематических групп, каждая из которых выполняла свою содержательную часть в рамках комплексной сквозной программы дополнительного образования. В состав экспедиции направили свои группы следующие учреждения: МГДД(Ю)Т, лицей № 1553 «Лицей на Донской», Колледж предпринимательства № 11, СУНЦ «Школа им. А.Н. Колмогорова» МГУ им. М.В.Ломоносова.

Научный совет экспедиции представляли: Е.М. Гурвич– к.г.-м.н., педагог ДНТТМ; И.С. Демин – д.э.н., профессор Финансовой академии при Правительстве РФ; А.В. Леонтович – к.психол.н., директор ДНТТМ; И.А. Мещанинова – к.п.н., учитель химии Лицей №1553 «Лицей на Донской»; А.С. Обухов– к.психол.н., зам. декана факультета педагогики и психологии МПГУ, гл. ред. ж. «Исследовательская работа школьников»; А.С. Саввичев– к.б.н., с.н.с. Института микробиологии РАН; М.Г. Сергеева – д.х.н., Институт физико-химической биологии им. А. Н. Белозерского, МГУ им. М.В. Ломоносова, профессор факультета биоинженерии и биоинформатики МГУ им. М.В.Ломоносова; В.В. Чистяков – д. фарм. наук, профессор ММА им. Сеченова и др.

Главная особенность экспедиции – ее комплексность, которая выражалась через решение в процессе экспедиции задач обучения учащихся с использованием исследовательской технологии на реальных объектах в полевых условиях (геология, экология, гидрология, фольклористика, история, психология, химия и др.) в сочетании с задачами оздоровления и историко-патриотического воспитания.

Выполнение исследовательских задач в экспедиции – этап годового цикла развития исследовательской деятельности в образовательных учреждениях. В большинстве образовательных учреждений результаты полевых наблюдений становятся материалом для выполнения учащимися ежегодных курсовых работ в рамках учебных предметов базисного учебного плана, или общешкольных интегрированных исследовательских проектов.

Экспедиция проходила на территории Баргузинского, Окинского, Кабанского районов Республики Бурятия, а также Иркутской области (с. Вершина); основные полевые маршруты прошли по Забайкальскому национальному парку, Байкальскому биосферному заповеднику, Тункинскому национальному парку.

Экспедиция традиционно состояла из двух частей. 

Первая часть – проведение экспедиционными группами собственных исследований. Они организуются в соответствии с программами дополнительного образования и представляют собой элементы годового цикла реализации исследовательской деятельности. 

Вторая часть экспедиции представляла собой заключительные мероприятия, которые проходили в течение двух дней (28-29 июля), когда все группы съехались на берег Байкала близ с. Заречье Прибайкальского района. 


Центральной в заключительных мероприятиях была итоговая конференция, во время которой были представлены 56 ученических докладов, осветившие предварительные результаты работы групп.


Главные цели конференции:

1. Содействие авторам и руководителям в осмыслении полученных результатов с тем, чтобы в Москве довести выполненную работу до качественного результата и представить в форме статьи.

2. Создание у учащихся и руководителей целостного представления о ходе экспедиции, основных направлениях ее исследований; регионе в целом.

В рамках конференции работало две секции. После каждого доклада проходило заинтересованное обсуждение материала, представленного автором и общей проблематики работы. Особое внимание уделялось рекомендациям по послеэкспедиционной обработке результатов и представлению работ на конференциях различного уровня. 

По результатам экспедиции выпущены: итоговый отчет, буклет, видеофильмы. Материалы, собранные учащимися, лягли в основу их курсовых исследовательских работ, доложены на школьных, городских, Всероссийских конкурсах и конференциях (Юность. Наука. Культура, Чтения им В.И.Вернадского, «Юниор» и др.), международных выставках научно-технического творчества молодежи EXPO SCIENCE. Итоговые материалы переданы в Министерство образования Республики Бурятия.



Тематика докладов экспедиционных групп на итоговой конференции

Секция № 1. Заседание 28 июля.

Ретроспектива истории храма св Станислава в с. Вершина. Зык Любовь, Рахвал Лукаш (группа комплексного исследования польской деревни). История Польши глазами жителей села Вершина. Камперт Якуб, Егоров Илья (группа комплексного исследования польской деревни).

Наблюдения флуктуирующей ассиметрии листа березы бородавчатой. Стоядинчевич Арсен (группа экологии).

Выявление зависимости распространения эпифитных лишайников от определенного набора факторов. Боровикова Светлана (группа экологии).

Альгофлора о. Байкал и прилегающих к нему водоемов в окрестностях д. Мишиха. Кварацхелия Дэвис (группа экологии).

Экологическое состояние прибрежной зоны Байкала и его влияние на развитие туризма (на примере г. Слюдянки и пос. Култук). Киргетова Вероника, Анохина Екатерина (группа географии).

Определение широты места и времени истинного полдня. Гаврилюк Петр (группа астрономии).

Определение периода изменения яркости переменных звезд в созвездиях Орла и Стрелы. Филимонова Ольга, Орлов Леша (группа астрономии). Обоснование направлений работы гр. Химия. Марчевская Марина, Алексеева Марфа (группа химии).

Физико-химические характеристики р. Турка и ее притоков. Виталий Забуга, Максим Кузьмин, Павел Точиловский (группа химии).

Изучение Содовых озер. Яковлева Мария (группа геологии).

Местная топонимическая система в русских селах Баргузинского района. Старостина Елена, Шептенко Екатерина (группа комплексного исследования деревни).

Секция № 2. Заседание 28 июля.

Состав и применение растений. Александра Бойкова. Аникушина Варвара (группа химии).

Изучение синего кальцита перевальной свиты. Володин Иван (группа геологии).

Традиция почитания икон и ее трансформация в с. Адамово. Аникеева Анна (группа комплексного исследования деревни).

Сопоставление похоронного обряда и обряда обноса иконы на материале с. Адамово. Смык Мария (группа комплексного исследования деревни).

Обряды жизненного пути окинских бурят. Усадова Елена, Болховитинова Варвара, Ларионова Екатерина (группа социокультурной психологии и антропологии).

Религиозная жизнь села Вершина в исторической ретроспективе. Судариков Константин (группа комплексного исследования польской деревни).

Репрессии 30-х годов в селе Вершина. Леонова Ульяна, Яковлева Ульяна, Герстен Конрад (группа комплексного исследования польской деревни).

Особенности цветения лилии пенсильванской и линии саранка. Комарова Антонина, Пастернак Валерия (группа экологии).

Частота встречаемости фенов клевера ползучего. Красавская Снежана (группа экологии).

Орнитофауна прибрежной зоны о. Байкал и окрестностей ст. Речка Мишиха. Карапетян Мария, Королев Олег (группа экологии).

Исследование метеорного потока персеид. Виноградов Володя (группа астрономии).

Анализ сети общественного транспорта г. Слюдянки. Чмеренко Анна, Каменская Марфа (группа географии).

Секция № 1. Заседание 29 июля.

Изучение разнообразия водных беспозвоночных водоемов в окрестностях д. Мишиха. Шихмурзаева Екатерины (группа экологии).

Обрядовая кухня в с. Адамово. Бурцева Евгения (группа комплексного исследования деревни).

Языковая ситуация в селе Вершина. Киевска Александра, Пряничникова Мария (группа комплексного исследования польской деревни).

Адаптация русских заимствований в говоре села Вершина. Егоров Илья, Жарницкая Мария, Бучковска Мартына, Скупин Агата (группа комплексного исследования польской деревни).

Календарные праздники в селе Вершина.Урбанович Каролина, Пастевка Паулина, Немова Екатерина (группа комплексного исследования польской деревни).

Исследование фаз луны. Свищев Игорь, Капустин Всеволод (группа астрономии).

Определение траектории движения астероида Евгения. Белов Кирилл, Кузнецов Евгений (группа астрономии).

Произрастание растений в разных условиях. Дарья Городецкая, Наталья Вузман, Дарья Вольтер (группа химии).

Изучение Кулиных сероводородных термальных болот. Семенов Кирилл (группа геологии).

Исследование микроклимата в прибрежной зоне Байкала и на пойме р. Нестерихи. Pawel Richter, Холодова Елена (группа географии).

Символика чисел в бурятской традиционной культуре. Шибут Анастасия, Чехонадских Дарья (группа социокультурной психологии и антропологии).

Край Гэсэра: сакральная география Окинского района Бурятии. Зубова Анна, Быховский Николай (группа социокультурной психологии и антропологии).

Секция № 2. Заседание 29 июля.

Влияние ели сибирской на формирование подкроновой растительности. Лазарев Александр (группа экологии).

Исследование планет при помощи прибора Skay Skayt. Пажельцев Иван (группа астрономии).

Шаманизм и буддизм в верованиях окинских бурят. Воронкова София, Гаджиева Виктория (группа социокультурной психологии и антропологии).

Сойоты Окинского района Бурятии: история и современность. Королева Мария, Емельянова Вероника (группа социокультурной психологии и антропологии).

Говор села Вершина. Фонетика. Сердюкова Агафия, Грабовска Катажина (группа комплексного исследования польской деревни).

Кириллические тексты на польском языке в селе Вершина. Коровина Анастасия, Фрончек Анна (группа комплексного исследования польской деревни).

Традиционная польская музыка в селе Вершина. Федосеева Анна, Ивлиева Ольга (группа комплексного исследования польской деревни).

«Грозные праздники» среди летних календарных обрядов с. Адамово. Овчинникова Аня, Алексеева Ксения (группа комплексного исследования деревни).

Подготовка к анализу почв. Алексеева Марфа (группа химии).

Работа геологической группы и изучение Алгинских озер. Нелли Бурцева (группа геологии).

Результаты проведения метеорологических наблюдений на п-ове Св. Нос. Слинкин Николай, Pawel Tysik (группа географии).

Результаты маршрутных наблюдений на отдельных участках Транссибирской магистрали. Карачинцев Даниил, Соколова Лариса (группа географии).

Comments