Комплексная исследовательская экспедиция московских школьников «Байкал-2010», проходившая с 6 июля по 4 августа 2010 г. в Республике Бурятия и Иркутской области, явилась совместным проектом Департамента образования города Москвы, Южного окружного управления образования, Общероссийского общественного Движения творческих педагогов «Исследователь» и его Бурятского республиканского отделения; координаторами проекта явились Московский городской Дворец детского (юношеского) творчества (МГДД(Ю)Т) и Лицей №1553 «Лицей на Донской». Экспедиция явилась очередным этапом реализации ряда целевых программ развития исследовательской деятельности – программы Городской экспериментальной площадки (ГЭП) «Разработка модели образовательного процесса на основе исследовательской деятельности учащихся», программы развития исследовательской деятельности учащихся Южного окружного управления Департамента образования города Москвы «Дети-исследователи», комплексной интегрирующей программы МГДД(Ю)Т «Развитие одаренности». В рамках этих программ проекту отводилась значимая роль в дальнейшей разработке банка методик организации полевой исследовательской работы со школьниками, развитии кооперации и сотрудничества между московскими образовательными учреждениями, реализации образовательных и воспитательных задач в работе с московскими школьниками в условиях летней оздоровительной кампании (в частности, на базе заповедников и национальных парков). Экспедиция проводилась в соответствии со сквозной интегрированной образовательной программой дополнительного образования комплексной городской исследовательской экспедиции «Байкал-2010». Цель программы: интеллектуально-творческое
развитие, историко-патриотическое
воспитание, оздоровительный отдых
учащихся московских образовательных
учреждений в условиях комплексной
исследовательской экспедиции. Задачи программы:
Программа реализовывалась по следующим направлениям: естественнонаучной, эколого-биологической, научно-технической, военно-патриотической, культурологической, социально-экономической, физкультурно-спортивной. Тематические разделы программы (образовательные подпрограммы): социокультурная психология и антропология; комплексное исследование деревни; комплексное исследование польской деревни; геология и минералогия; биогеохимия; химия; география; экология; химико-биологическое направление; социологические исследования; исследования с дошкольниками и младшими школьниками. Общий объем программы – 144 часа (в т. ч. 28 часов в Москве, 24 часа в поезде, 92 часа непосредственно в экспедиции). В экспедиции приняло участие около 300 человек, организованных в 12 тематических групп, каждая из которых выполняла свою содержательную часть в рамках комплексной сквозной программы дополнительного образования. В состав экспедиции направили свои группы следующие учреждения: МГДД(Ю)Т, лицей № 1553 «Лицей на Донской», Колледж предпринимательства № 11, СУНЦ «Школа им. А.Н. Колмогорова» МГУ им. М.В.Ломоносова.
Научный совет экспедиции представляли: Е.М. Гурвич– к.г.-м.н., педагог ДНТТМ; И.С. Демин – д.э.н., профессор Финансовой академии при Правительстве РФ; А.В. Леонтович – к.психол.н., директор ДНТТМ; И.А. Мещанинова – к.п.н., учитель химии Лицей №1553 «Лицей на Донской»; А.С. Обухов– к.психол.н., зам. декана факультета педагогики и психологии МПГУ, гл. ред. ж. «Исследовательская работа школьников»; А.С. Саввичев– к.б.н., с.н.с. Института микробиологии РАН; М.Г. Сергеева – д.х.н., Институт физико-химической биологии им. А. Н. Белозерского, МГУ им. М.В. Ломоносова, профессор факультета биоинженерии и биоинформатики МГУ им. М.В.Ломоносова; В.В. Чистяков – д. фарм. наук, профессор ММА им. Сеченова и др.
Главная особенность экспедиции – ее комплексность, которая выражалась через решение в процессе экспедиции задач обучения учащихся с использованием исследовательской технологии на реальных объектах в полевых условиях (геология, экология, гидрология, фольклористика, история, психология, химия и др.) в сочетании с задачами оздоровления и историко-патриотического воспитания.
Выполнение исследовательских задач в экспедиции – этап годового цикла развития исследовательской деятельности в образовательных учреждениях. В большинстве образовательных учреждений результаты полевых наблюдений становятся материалом для выполнения учащимися ежегодных курсовых работ в рамках учебных предметов базисного учебного плана, или общешкольных интегрированных исследовательских проектов.
Экспедиция проходила на территории Баргузинского, Окинского, Кабанского районов Республики Бурятия, а также Иркутской области (с. Вершина); основные полевые маршруты прошли по Забайкальскому национальному парку, Байкальскому биосферному заповеднику, Тункинскому национальному парку. Экспедиция традиционно состояла из двух частей. Первая часть – проведение экспедиционными группами собственных исследований. Они организуются в соответствии с программами дополнительного образования и представляют собой элементы годового цикла реализации исследовательской деятельности.
Главные цели конференции:
1. Содействие авторам и руководителям в осмыслении полученных результатов с тем, чтобы в Москве довести выполненную работу до качественного результата и представить в форме статьи. 2. Создание у учащихся и руководителей целостного представления о ходе экспедиции, основных направлениях ее исследований; регионе в целом.
В рамках конференции работало две секции. После каждого доклада проходило заинтересованное обсуждение материала, представленного автором и общей проблематики работы. Особое внимание уделялось рекомендациям по послеэкспедиционной обработке результатов и представлению работ на конференциях различного уровня. По результатам экспедиции выпущены: итоговый отчет, буклет, видеофильмы. Материалы, собранные учащимися, лягли в основу их курсовых исследовательских работ, доложены на школьных, городских, Всероссийских конкурсах и конференциях (Юность. Наука. Культура, Чтения им В.И.Вернадского, «Юниор» и др.), международных выставках научно-технического творчества молодежи EXPO SCIENCE. Итоговые материалы переданы в Министерство образования Республики Бурятия.
|
|
Наша жизнь > Походы и экспедиции >